Кавказ в XVI–первой половине XVII века
Страница 1

Материалы » Кавказ в XVI–первой половине XVII века

Социально-экономическое развитие народов Серного Кавказа в описываемый период характеризуется безусловным преобладанием феодальных отношений и соответствующего им политического устройства находящихся на этих территориях государственных образований. В некоторых случаях верховное правление передавалось по наследству, в других, как, например, в Кабарде или в некоторых частях Дагестана, правитель выбирался на совете представителей правящего класса. Мелкие княжества находились в определенной зависимости от более сильных соседей, однако в целом для этого периода характерно усиление сепаратистских тенденций и стремление правителей к отделению.

Господствующим классом в северокавказских государственных образованиях XVI — начала XVII века были в Дагестане шамхалы, уцмии, май-сумы, ханы, беки, мурзы; у адыгов — князья, уорки; в Карачаевии, у балкар, чеченцев и ингушей — мурзы. В составе феодального сословия выделялись группы людей, хотя и являвшихся детьми правителей, однако в силу того, что они были рождены от женщин более низкого звания, их права на наследство и управление территорией были ограничены. В Дагестане феодалами, находившимися в вассальной зависимости от верховного правления, были беки, обязанные поддерживать своего сюзерена во время военных походов или нападений извне. Часто в Осетии, Балкарии и Дагестане телохранители правителей, исполнявшие при них также и другие виды службы (они назначались послами, сопровождали в поездках и т. д.), становились правителями аулов и селений, полученных ими на вассальных правах.

Значительным земельным собственником становится в этот период и мусульманское духовенство. В Дагестане глава духовенства — шейх-уль-ислам — занимал высокое положение при шамхальском дворе, духовенство фактически владело вакуфными землями. Однако, например, в Кабарде ислам еще только утверждался, равно как и в некоторых обществах Осетии, Ингушетии и Чечни. Так, известно, что в XVI веке в Осетии представители правящего класса уже приняли ислам, а простые хлебопашцы еще оставались христианами.

Опираясь на свои вооруженные отряды, феодалы контролировали большую часть пастбищ, пахотной земли и водных источников, что позволяло им постоянно получать с подвластных земледельцев налог за пользование землей. В частности, осетинские Общества Дигор и Стургор (ущелье реки Уруха) тили «ясах» (подать) правителям Большой Кабарды которые среди прочих получали подать также от чеченского общества Шубут и от некоторых балкарских, ингушских, осетинских и абазинских обществ. Согласно действующим правилам, шамхалы предоставляли сельским обществам за ренту возможность пасти скот на своих пастбищах, а кроме того получали от обществ подати натуральными продуктами. Верховные правители небольших княжеств - шамхалы, ханы, уцмии, князья, мурзы и т. д. сосредоточили в своих руках большую часть земли и скота. Кроме номинально государственных земель, которые они получали в управление, каждый правитель имел собственные угодья, на которых трудились зависимые от них крестьяне. Например, в начале XVII века вся Чечня считалась собственностью шамхала.

Следует отметить, что большая часть северокавказского крестьянства являлась лично свободной (уздени — в Дагестане, Чечне, Балкарии, Ингушетии; тлофокотли — у адыгеев, акави или тльфакоши — у абазин и т. д.), выплачивая ренту за пользование пастбищами или землей. В большинстве случаев крестьяне обязаны были участвовать в войнах с оружием в руках или же содержать войско своего князя и помогать в строительстве крепостей.

В разных княжествах права свободных хлебопашцев были ограничены в той или иной мере в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, в Дагестане и Кабарде простые уздени не имели права кровной мести по отношению к своему князю. В Осетии гибель представителя правящего класса оценивалась в пять дороже, чем гибель простого крестьянина, и более чем в десять раз дороже гибели пленного (ясыря).

Кроме свободных крестьян, существовали категории лично зависимых людей, пользовавшихся землями на условиях выплаты ренты, а также отработки на землях феодала. В зависимость от князя попадали путем специального договора, заключившегося между князем и крестьянином. Обычно зависимыми становились разорившиеся крестьяне или же те, кто не имел своей земли, а также люди, преследуемые согласно обычаю кровной мести. В последнем случае князь платил семье убитого компенсацию, убийца же получал землю, с которой обязан был выплачивать князю определенную подать. Однако существовала категория населения, находившаяся на еще более низкой социальной ступени — рабы. В основном рабами становились военнопленные, причем в портовых городах (Анапа, Дербент и др.) существовали невольничьи рынки. Согласно судебным документам Рустам-хана кайтагского и Умма-хана аварского, убивший раба не подлежит мести со стороны его хозяина. За убийство принадлежавшего беку раба отвечала вся община, к которой принадлежал убийца. Если пленного не выкупали или не обменивали, ему обычно выделяли участок земли, но если при этом он вступал в брачные связи со свободной местной женщиной, его обычно освобождали от рабской зависимости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Тамбов в годы Великой Отечественной войны
В полдень 22 июня 1941 г. московское радио передало экстренное правительственное сообщение: без объявления войны, по-разбойничьи, фашистская Германия напала на СССР. Сражение небывалого в истории размаха развернулось на фронте, и протянувшемся от Баренцева моря до Черного. Начало Великой Отечественной войны было чрезвычайно тяжелым для ...

Аграрные отношения в IV— VI вв.
Важнейшей отличительной чертой гуптской эпохи было складывание феодального землевладения. Наиболее полно этот процесс проявился в широкой раздаче правителями державы земельных пожалований за счет государственных податных земель. В древности основной земельный налог и другие подати с большинства земель поступали в государственную казну и ...

Существо проблемы
Внешняя политика России существенно изменилась в период экономического и политического преобразования страны. Но это связано не только со внутренними проблемами государства, но и с происходящими в мире событиями. Крушение Советского Союза во многом послужили катализатором международных конфликтов, войн и геноцидов. Те международные дост ...