Введение
Страница 1

Дмитрий Яковлевич Самоквасов оставил заметный след сразу в нескольких областях культуры. Он автор многочисленных трудов по истории русского народа, государства и права; теоретик и организатор архивного дела в России; археолог, раскопки которого, по его же словам, охватили обширную территорию «между Вислою и Тереком, Чёрным морем и рекою Москвою». Между тем упоминания о нём в энциклопедиях, периодике, монографиях нередко страдают тенденциозностью. Специально его творческое наследие практически ещё не разрабатывалось. Публикации об открытиях Самоквасова (могилы скифских вождей, славянских вождей и дружинников, древние города Руси), равнозначных находкам Г.Шлимана или Г.Картера, давно уже стали библиографической редкостью. Спасённые от уничтожения, упорядоченные и опубликованные им же, документы используются едва ли не в каждом новом исследовании по истории средневековой России. Репродукциями с обнаруженных им древностей до сих пор иллюстрируют школьные и университетские учебники по истории отечества, но чаще всего без указания имени первооткрывателя.

Именно поэтому, а также и потому, что Самоквасов широко продвигал свои реформаторские взгляды на организацию, хранение и использование исторических документов, возникла необходимость разобраться в вехах его трудов на посту управляющего Московским архивом Министерства юстиции.

Сделать это лучше всего нам помогут работы Шохина Л. И. «Московский архив Министерства юстиции и русская историческая наука», Маяковского И. Л. «Очерки по истории архивного дела в СССР», Самошенко В. Н. «История архивного дела в дореволюционной России» и статья Щавелева С. П. «Самоквасов – историк, археолог, архивист» в журнале «Вопросы истории ».

Обратимся к краткой научной биографии Самоквасова.

Дмитрий Яковлевич родился 15 (17) мая 1843 года. С 1853 года по 1862 год он учился в гимназии, а уже в 1863 году он поступает на юридический факультет Петербургского университета. В1868 году заканчивает курс кандидатом прав и остается при кафедре истории русского права.

В среде историков-юристов выросла плеяда выдающихся ученых и общественных деятелей вроде наставника Дмитрия Яковлевича Градовского А. Д. или его постоянных оппонентов М. М. Ковалевского и В. И. Сергеевича. Неудивительно, что юрист по образованию Самоквасов углубленно изучал специальные исторические дисциплины и общие проблемы культуры.

От своих коллег - кабинетных историков и правоведов – он с самого начала своей научной карьеры отличался тем, что наряду с письменными широко использовал археологические источники. Увлечение археологией способствовало переросшее в многолетнюю дружбу знакомство с графом Уваровым – основателем Московского археологического общества (МАО), а затем Исторического музея в Москве.

В 1873 году Самоквасов защитил диссертацию «Древние города России», выпустил в свет первую книгу, завершил начатые в 1872 году раскопки огромных курганов Черная могила, Гульбище и Безымянный, читал лекции в Варшавском университете, стал там приват-доцентом, экстраординарным профессором.

Уже в 1883 году Самоквасов – ординарный профессор Варшавского университета, а в 1887 году занимает пост выборного декана юридического факультета. Там же с 1891 года начинает исполнять обязанности ректора. В этом же году он все свое собрание русских древностей передает безвозмездно в Императорский Российский Исторический музей на вечное хранение, что вызывает недовольство его коллег, и Дмитрий Яковлевич вынужден переехать в 1892 году из Варшавы в Москву из-за неприязненного их к нему отношения. В Москве он поступает на пост управляющего Московским архивом Министерства юстиции (далее МАМЮ).

В 1893 и 1909 годах Самоквасов добивался увеличения ассигнований на архивные нужды от правительства. Так же с 1894 года читает историю русского права в Московском университете сверхштатным профессором. Уже в 1895 году Самоквасов – ординарный профессор Московского университета, а в 1900 году – заслуженный профессор.

Страницы: 1 2 3 4 5

Язычество Славян. Первый этап религиозной реформы Владимира.
Для начала, с нашей точки зрения, необходимо охарактеризовать религию древних славян, «корни которой на протяжении столетий не могло выкорчевать христианство и в конечном итоге, вынужденно было пойти на уступки» [Мавродин В.В. 1945]. Язычество славян включало в себя магию, анимизм, фетишизм, тотемизм, культ мёртвых - «навий» четырёх ...

Софья Палеолог как феномен в жизни Москвы
Ее влиянию приписывали важнейшие государственные деяния. В.О. Ключевскийсчитал: "Ей нельзя отказать во влиянии на декоративную обстановку и закулисную жизнь Московского двора, на придворные интриги и личные отношения; но на политические дела она могла действовать только внушениями, вторившими тайным или смутным помыслам самого Иван ...

Новые профессиональные и образовательные модели.
Данная глава посвящена обзору новых профессиональных и образовательных моделей дворянства, возникших в течение полувека после освобождения крестьян. Большинство дворян, однако, все еще посвящали себя службе государству. Но вот мотивы и характер этой службы начали коренным образом меняться. Глава снабжена статистическими таблицами числен ...