Роль церковной реформы в культурном перевороте петровской эпохи

Материалы » Государство и церковь в истории России » Роль церковной реформы в культурном перевороте петровской эпохи

На пути к имперству самодержавная власть окончательно подчинила себе церковь. В системе петровских преобразований церковная реформа вовсе не была случайным эпизодом. Напротив, она носила едва ли не самый последовательный и принципиальный характер. Философ начала XX века Г.В. Флоровский считал, что это был властный и резкий опыт «государственной секуляризации» и опыт удался. Новое место церкви в государстве и обществе было настоящим переворотом. В чём была сущность перемен?

После смерти патриарха Адриана в 1700 году новый патриарх избран не был. В 1721 году патриаршество на Руси было официально упразднено, а глава государства автоматически становился и главой Русской правос- лавной церкви. Для управления внутрицерковными делами был учреждён Синод, подобно всем остальным органам управления государственными делами.

Эта реформа означала радикальные последствия для самосознания нации и её духовного самочувствия. Власть взяла на себя заботу о духовном воспитании народа, а если затем и передоверяла эту функцию священнослужителям, то под неусыпным контролем и руководством государственных членов. Государственная власть узурпировала власть Божественную.

На православную церковь под государственным руководством была возложена задача, примирить традиционную духовность с культурой, выстроенной на идее государственного прогресса и монархического всевластия. Церковь приняла на себя эту роль не без сопротивления, но уже к началу Елизаветинского царствования сопротивление было сломлено и императорский культ возведён в церковный обиход. С тех пор церковная культура перестаёт доминировать в глазах общества, уходит в тень, сохраняясь в слое «традиционности» и старины, а то и квалифицируется как «суеверие».

При этом искусство и культура, взятые под высокое покровительство государства и поставленные ему на службу, получили одновременно некую идеологическую автономию от церкви и религии. Церковь перестала быть бесконтрольным хозяином и руководителем искусства. Секуляризация обмирщения культур, достигнутая в большинстве стран Запада уже в эпоху Возрождения, в России происходит только в начале XVIII века. Но зато решительно и бесповоротно, поскольку одной из самых основательно осуществляемых реформ Петра I, Православной Церкви из идеологической руководительницы нации во вспомогательную часть государственного механизма с ограниченными правами и строго регламентированными обязанностями.

Основные цели новой экономической политики
Восстановление экономики страны началось с сельского хозяйства. В определенных рамках страна вернулась к свободе предпринимательства, но командные рычаги сохранялись в руках государства. Высшим государственным экономическим и техническим органом управления промышленностью стал ВСНХ. Государственные предприятия и их объединения стали пер ...

Русь в 9-11вв.
При князе Олеге (882-1912гг) заклад-ся основы гос-ой и эк-ой системы Руси. Гос-во состояло из волостей управляемых князьями, наместниками киевского князя. Военные и админ-ые ф-ции выполняла дружина. Знать получает земли в вотчинные владения. Устан-ся система сбора дани с населения – полюдье. В 907г. Олег совершил на Константинополь и вз ...

Полководческое искусство А.В. Суворова в итальянском и швейцарском (1799 г.) походах. Итальянский поход А.В. Суворова 1799 г.
Вершиной полководческого искусства А.В. Суворова явились Итальянский и Швейцарский походы 1799 г. Итальянский поход Суворова 1799 г. – это боевые действия русско-австрийской армии против французских войск в Северной Италии во время войны 1798–1802 гг. между Францией и 2-й антифранцузской коалицией. В первые месяцы войны французы нанесл ...