Заключение

Первое реформаторское движение в Китае («янъу» – 1869 – 1890 гг.) проходило под лозунгами военного «самоусиления» и «благосостояния и мощи». «Самоусиление» инициировалось крупными военачальниками, одержавшими победу над тайпинами, а «благосостояние и мощи» – их более консервативными оппонентами.

Реформаторское движение, начавшееся с 60-х годов XIX в., было практическим воплощением тезиса «китайские знания – сущность, западные знания – инструмент» («чжунсюэ вэй ти, сисюэ вэй юн»), авторство которого обычно приписывается видному сановнику-реформатору конца XIX в. Чжан Чжидуну, хотя подход, выраженный в данной формуле, возник еще на рубеже Минской и Цинской эпох. Первая половина тезиса провозглашала основополагающими принципами политики и морали традиционные нормы и догмы, а вторая – указывала на возможность прикладного применения западной науки и техники.

В результате под знаком движения «яньу» возникли внешнеполитические ведомства, государственная служба переводов, а также первые оружейные заводы, верфи, современные угольные шахты, металлургические предприятия, железнодорожные и пароходные компании.

Во второй половине XIX стало очевидно, что отставание Китая от Запада не ограничивается одной лишь вещественной компонентой культуры, но затрагивает и ее структуры. Череда пережитых Китаем унизительных потерь высветила неадекватность программы «самоусиления». Унижения Центральной империи от европейских государств, вторгшихся на ее территорию, и поражение от Японии в войне 1894 – 1895 годов породили в Китае новое реформаторское движение, которое возглавил молодой император Гуансюй.

Летом 1898 начался знаменитый период «100 дней реформ». Опираясь на Кана, император издал примерно 200 эдиктов по самым различным вопросам просвещения, экономики, военного дела и политики. Но в 1898 году императрица Цыси жестоко подавила реформаторское движение и вынудила императора вернуть бразды правления ей в руки. Это было связано с тем, что император начал строить планы реформ, затрагивавших структуру центрального управления, что побудило Цыси организовать государственный переворот и вернуть себе регентские права.

[1] Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. М., 1980.

[2] Тихвинский С. Л. Новая история Китая. М., 1972.

[3] Там же. С. 44.

[4] Там же. С. 54.

[5] Тихвинский С. Л. Реформы и революции в Китае // Новая и новейшая история . Март-Апрель. 1999. №2. С. 3 – 15.

[6] Ратипов Р. Великая дискуссия: Почему Китай и Япония ответили по-разному на вызов Запада в XIX в.? // Архив. 2000. №8.

[7] Бергер Я. М. Модернизация и традиция в современном Китае // Полис. 1995. №5.

[8] Там же.

[9] Маннергейм К. Г. Мемуары. М., 2000. С. 30.

[10] Тихвинский С. Л. Движение за реформы в Китае… С. 193 – 194.

[11] Там же. С. 238 – 239.

Организационное устройство ГУЛАГА
С самого начала существования Советской власти руководство большинством мест заключения было возложено на карательный отдел Народного комиссариата юстиции, образованный в мае 1918 года. Частично этими же вопросами занималось и Главное управление принудительных работ при Народном комиссариате внутренних дел. 25 июля 1922 года Совет Наро ...

Противоречия в развитии Русского государства в XVI в.
Обычно выделяют два внутренних противоречия: Политическое: заключалось в том, что, обладавший всей полнотой власти, государь должен был действовать посредством аристократической администрации. Социальное: состояло в том, что "под давлением военных нужд, вызванных необходимостью лучшего устройства государственной обороны, интере ...

Великий Государь (князь, царь, самодержец)
На самом верху иерархической государственной сословной лестницы стоял великий Государь – князь, царь. Однозначно о власти царя говорить сложно, т.к. это целиком зависело от воли, характера и нравов каждого конкретного правителя. Недаром почти все они заслужили в истории прозвища (Грозный, Тишайший, собиратель земель, денежная сума и т.д ...