Политические партии России в начале XX в.
Страница 3

Материалы » Политические партии России в начале XX в.

Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров. Введение в программу идеи диктатуры пролетариата обособило их от других общественно - демократических течений. В понимании большевиков диктатура пролетариата означала установление политической власти рабочих для построения социализма и в будущем бесклассового общества. В.И. Ленин стал признанным теоретиком и политическим вождем большевиков. Меньшевики не считали Россию готовой к социалистической революции, выступали против диктатуры пролетариата и предполагали возможность сотрудничества со всеми оппозиционными силами. Несмотря на раскол, РСДРП взяла курс на разжигание рабоче-крестьянского движения и подготовку революции.

До своего II съезда, состоявшегося в Брюсселе и Лондоне летом 1903 г., РСДРП не имела официально утвержденной партийной программы и устава, а также Центрального Комитета (три члена ЦК, избранные на I съезде РСДРП в Минске, вскоре были арестованы полицией, и с тех пор ЦК не воссоздавался). При этом социал-демократическая работа велась довольно кустарно, организации различных районов страны действовали разобщенно, вяло, часто подвергались полицейским репрессиям.

Большую роль в их сплочении и выработке единой партийной линии сыграла издававшаяся за границей с декабря 1900 г. газета "Искра".

"Искра" стала идейно-организационным центром РСДРП, объединила действия эмигрантских и российских партийных организаций, обеспечила победу "политиков" над "экономистами", выработала проект программы партии и подготовила созыв II съезда РСДРП. Но к концу его работы, в ходе обсуждения организационных вопросов и выборов центральных органов партии, делегаты раскололись на сторонников Ленина, оказавшихся в незначительном большинстве и получивших название большевиков, и сторонников Мартова - так называемых меньшевиков.

В дальнейшем между большевиками и меньшевиками возникли также разногласия по вопросам тактики. К весне 1905 г. обе фракции фактически превратились в самостоятельные революционные партии: большевики провели свой съезд в Лондоне, а меньшевики ответили на него конференцией в Женеве; большевики издавали газету "Вперед", а меньшевики - "Искру" и т.д. Но под влиянием революции позиции большевиков и меньшевиков сблизились, что позволило им весной 1906 г. провести в Стокгольме объединительный съезд. Однако после спада революционной волны стало ясно, что достигнутое с таким трудом единство носит в значительной мере формальный характер. В 1912 г. пути большевиков и меньшевиков снова - и теперь уже окончательно - разошлись, и в 1917 г. в России официально оформились две марксистские рабочие партии - РСДРП (большевиков) и РСДРП (объединенная), где сосредоточилась большая часть меньшевиков.

Судьба неонароднического течения в России складывалась трудно и драматично. Путь от "Народной воли" к Партии социалистов-революционеров (эсеров) занял около 20 лет. Возрождение народнических организаций в эмиграции и в самой России началось в 90-х гг. XIX в. Они были тогда малочисленны, оторваны от рабочих и крестьянских масс, объединяли в основном радикально настроенную интеллигенцию. Эсеровская альтернатива марксизму теоретически была еще не разработана, хотя для решения этой задачи уже интенсивно работали В.М. Чернов, А.В. Пешехонов и другие.

Таким образом, к началу первой русской революции в стране были созданы или находились в процессе формирования политические партии, представлявшие интересы различных социальных слоев общества. Особенности системы политических партий России в начале XX в. были следующими:

ни помещики, ни деловая торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «своих», выражавших их интересы партий

не было правительственной (в западном понимании) партии, поскольку Совет министров назначался не Думой, а лично царем и все российские партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его политику либо слева, либо справа

Страницы: 1 2 3 4

Влияние на русскую историю религиозного фактора
Но в том-то и заключается главное отличие православного мышления, что оно ищет не отдельные понятия устроить сообразно требованиям веры, но самый разум поднять выше своего обыкновенного уровня – стремится самый источник разумения, самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою. И.В. Киреевский. О необходимости и возм ...

Действия для подписания со стороны Швеции
Тысяча шестьсот четырнадцатый год подходил к концу, в это время в Швеции правит преемник Карла IX Густав – Адольф, известный своими полководческими способностями. Несмотря на успешный ход боевых действий направленных против России, Густав – Адольф хотел заключить с ней мир: Король действительно желал этого мира, не видя никакой выгоды д ...

Раскрыть смысл следующих терминов: «менталитет», «восточный тип цивилизации», «вече», «оброк», «боярин», «поместье», «министерства», «капитализм», «революция»
Менталитет [от лат. mens, mentis – ум и alis – другие] – система своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре, качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира, имеющие надситуативный характер, обусловленные экономическими, политическими, историческими обстоятельствами развития ...